+7(4236) 69-22-60 | project@poligrafiyaunas.ru



НИКОЛАЙ СУХАНОВ: «РПСМ ОПЕКА ЧИНОВНИКОВ НЕ НУЖНА!»

Так повелось, что люди обращаются в РПСМ только когда попадут в беду. Как Вы считаете, правильно ли это, ведь профсоюз изначально образован именно для того, чтобы помогать морякам?

Николай Суханов. В 1975 году окончил ДВВИМУ, много лет ходил в море на судах ПМП и танкерах Республики Ирак.Вообще-то, это правильно, но я хочу сказать, что рейтинг профсоюзов на сегодняшний день в России очень низок. Современная Федерация независимых профсоюзов России, к сожалению, продолжает сохранять традиции прошлых лет и работает, в основном, устаревшими методами, так, словно на дворе еще Советский Союз. В связи с этим рейтинги профсоюзного движения упали, можно сказать, до нуля. А ведь за последние 20 лет в России кардинально изменились производственные отношения, появился частный капитал, частные предприятия, а профсоюз не сумел вовремя перестроиться и начать адекватно отвечать современным вызовам. Крупные предприятия, в которых существовали мощные профсоюзы, развалились, а в мелких компаниях попросту невозможно создать сильную независимую профсоюзную организацию, которая будет существовать только за счет взносов.

Еще во времена перестройки, в 1990 году, мы отделились от всех государственных структур – ФНПР, ЦК профсоюзов морского и речного флота, профсоюза работников водного транспорта, – и создали российский независимый профессиональный союз моряков. Зарегистрировались в 1991 году, вот тогда и началась, можно сказать, новая эра профсоюзного движения в России. Появился тот независимый профсоюз, который стал отвечать интересам людей, работающих как под «удобным», так и под российским флагом. Именно благодаря этому за последние 10-15 лет РПСМ вырос и укрепил свои позиции. Ведь он независим от государственных структур, имеет возможность содержать профессиональный аппарат работников, обеспеченных всем необходимым для эффективной работы. Нам просто не нужна опека госчиновников, которые снабжают деньгами общественные организации, а значит, под страхом лишения финансирования могут направлять их деятельность, а проще говоря, командовать ими. Как следствие, в конце концов, эти объединения начинают работать рука об руку с властью. Мы же, в противовес им, существуем независимо и защищаем интересы работников флота.

Российский профсоюз моряков за эти годы  уже показал, что может добиться многого. С какими проблемами моряков Вам приходится сталкиваться и какие рычаги влияния Вы можете задействовать, чтобы им помочь?

Увы, но из-за невысоких рейтингов профсоюзов многие моряки, трудящиеся в частных компаниях, уходя в море, не задумываются, кто же их защитит, если в рейсе случится беда. Для примера можно привести распространенную ситуацию, когда моряк из Владивостока или Находки нанимается на иностранное судно, ходит в море, честно выполняет свои обязанности, а заработную плату попросту не получает. Понятно, что человека такая ситуация не устраивает. Он начинает обращаться в различные органы, например в транспортную прокуратуру, с просьбой помочь вернуть заработную плату. А судно в этот момент находится в океане далеко от Находки... Если пароход зарегистрирован, например, на Кипре или в Монголии, то есть за пределами РФ, а имущества, которое можно арестовать, у компании в России нет, то прокуратура, понятно, ничем ему помочь не может. Тогда моряк обращается в другие структуры, там тоже разводят руками, круг замыкается и наконец-то он приходит в профсоюз.

Первое, что мы у него спрашиваем – почему он, прежде чем уйти в рейс, не поинтересовался в нашей организации, что это за компания, как в ней обстоят дела с выплатой заработной платы, составляется ли там официальный трудовой договор. А в ответ узнаем, что он не слышал о профсоюзе и не знал, где можно получить такую информацию. Тогда мы предлагаем человеку написать заявление и вступить в профсоюз. После этого наши работники, юристы и адвокаты начинают заниматься его делом.  Мы связываемся с инспекторами ITF, которые ведут работу в 125 странах мира, и просим надавить на судовладельца, чтобы он выплатил зарплату моряку из Находки. Когда судно заходит в иностранный порт, инспектор ITF поднимается на его борт, выставляет требование и обследует условия, в которых работают моряки. Чаще всего там отсутствует трудовой и коллективный договоры, зато есть задержки по заработной плате. Зачастую на таких судах нарушаются многие международные требования, низкая зарплата, плохое питание, отсутствие спецодежды и спецобуви.

Моряки, увидев человека, способного защитить их права, пишут свои заявления с жалобами на работодателя, которые подаются в местный суд, а суд, в свою очередь, выносит решение задержать судно в порту до тех пор, пока судовладелец не наведет порядок. Зачастую после этих мероприятий судовладелец поневоле выплачивает заработную плату и подписывает коллективный договор. А в таких европейских странах, как Норвегия, Финляндия и Швеция, если после проверки судна под «удобным» флагом выясняется, что на нем не подписан коллективный договор, то, несмотря даже на отсутствие жалоб со стороны моряков, из порта оно просто не выйдет. За последние 10 лет мы уже вернули морякам более 10 миллионов долларов – это невыплаченные заработные платы.

То есть РПСМ - это мощная организация, которая входит в международную ассоциацию ITF и защищает права наших моряков в 125 странах мира?

Не только в них. В этих государствах находятся наши инспекторы ITF, а есть еще страны, где нет работников ITF, но есть свои морские профессиональные союзы, которые тоже идут нам навстречу. Даже в Китае, где нет инспекторов ITF, а профсоюз моряков там не входит в систему международной ассоциации транспортных работников. Но, несмотря на это, мы поддерживаем хорошие отношения с профсоюзом Китая, и они нам часто помогают в решении проблем в китайских портах.

Николай Михайлович, создается впечатление, что моряки немного лукавят, когда говорят, что не знают о РПСМ. Просто очень часто при поступлении на работу им задается вопрос – члены они РПСМ или нет. Для чего работодателю это знать?
В тех компаниях, которые имеют коллективные договоры с РПСМ, не спрашивают у моряков о членстве. А вот недобросовестные судовладельцы, которые не подписывают коллективный договор, обманывают моряков, платя им низкую зарплату или не выплачивая ее вовсе, избегают встречи с профсоюзом! Понятно, что члены РПСМ среди работников им просто не нужны. Они прекрасно понимают, что после того, как моряк отработает месяц-полтора и ему не заплатят заработную плату, он  обратится к нам, и мы тут же примем меры. Это грозит серьезными штрафами, задержками судна и другими санкциями, которые профсоюзы могут предпринять. А зачем это хозяину судна?

Какие тенденции в современной морской практике беспокоят Вас как профсоюзного лидера?

В первую очередь волнует падение престижа морской профессии. Когда я поступал в ДВВИМу, у нас на место было около 25 человек, а теперь невооруженным взглядом виден серьезный недобор. Наши морские вузы готовят кадры, которые уходят работать в иностранные компании, то есть под «удобные» флаги. Фактически получается, что Россия затратила средства, подготовила специалиста, а трудится он за границей. Это говорит о том, что российский флот резко сократился, и у выпускников просто нет другого выбора. Ну, а по рядовым работникам вообще ситуация аховая. Если высшие и средние учебные заведения спасаются тем, что иностранные организации уже стали вкладывать средства в российское морское образование, то мореходные училища и школы, которые готовили рядовой состав, закрываются сплошь и рядом. Их фактически нет! Остались небольшие двух-трехмесячные курсы, которые проходят моряки. По окончании таких курсов корочки они, конечно, получат, но практики у них никакой нет, и ни одна из судоходных компаний их просто не возьмет! В итоге люди хотят ходить в море, а их не берут.

К счастью, у нас уже есть иностранные компании, которые стали нанимать молодых людей из Находки, не имеющих морского опыта, но окончивших краткосрочные курсы. Они находят таких моряков через круинговые компании и посылают их по 2-4 человека на судно в качестве учеников. Через 4-5 месяцев ребята нарабатывают плавательный ценз, опыт и фактически в следующий рейс могут идти матросом или мотористом второго класса. Потихоньку, благодаря иностранным судовладельцам, мы выходим из этой неприятной ситуации, а значит, создаем кадровый задел на будущее.

Владимир ЧЕТВЕРГОВ,
Дмитрий САПРОНОВ

СПРАВКА: Суханов Николай Михайлович. В 1975 году окончил ДВВИМУ, много лет ходил в море на судах ПМП и танкерах Республики Ирак.

Пожалуйста оцените статью:

Голосов: 0 Рейтинг: 0
Система Orphus