ЧЕРЕЗ ВЕКА ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Здание, где располагается офис компании Владимира Суханова, для Находки историческое. Постройка 1952 года была первой железнодорожной станцией города. Спустя десятилетия в бывшей станции разместились отслужившие свое сигнальные фонари и семафоры, которые Владимир Суханов любовно сохранил.
- После окончания Хабаровского института попал по распределению на Сахалин, - рассказывает Владимир Георгиевич. - А там исторические достопримечательности буквально под ногами валялись. Еще не дошла на Сахалинскую железную дорогу социалистическая техническая революция. Жалко было выбрасывать.
Так появились на полках кабинета первые свечные фонари николаевской эпохи. С ними проводники выходили на перрон, а путейцы освещали перевод стрелок. Даже для пассажиров имелись специальные осветительные приборы, чтобы не плутали в темных коридорах в поисках своего купе. Затем фонари стали керосиновыми, позже - электрическими. Во время Великой Отечественной войны фонари конструировались с защитными заслонками, дабы не быть замеченными с воздуха.
Особая форма придавала железнодорожникам официальный вид. В сталинские времена служащие железной дороги имели звания. Специальные номерные значки подчеркивали статус службы. Первые знаки отличия появились на железной дороге в 1938 году. Такой, почти орден, в коллекции Владимира Георгиевича имеется, как и другие — Ударник коммунистического труда железнодорожного транспорта, Отличный паровозник, Отличный связист.
Владимир Суханов и сам достопримечательность — первый начальник главной станции БАМ Тынды. Его владения простирались на сотни пустынных таежных километров. Когда руководимый им коллектив завоевал переходящие бархатные знамена победителей социалистического соревнования, отдавать их в горком партии на хранение отказался. За это схлопотал партийный выговор, зато сейчас реликвии занимают почетное место в коллекции железнодорожника.
Советская железная дорога имела собственную систему оповещения и связи. Допотопные старинные приемники и сигнальные аппараты имели одно неоспоримое преимущество перед современными — услышать и расшифровать передачу на них не смогла ни одна иностранная разведка.
Наш фотограф запечатлел Владимир Суханова среди знамен в форме начальника станции образца 80-х годов прошлого века. Правда, китель стал маловат, не застегивается на все пуговицы. Не удивительно, годы прибавляют не только седины и опыта, но и, увы, килограммы.
Валентин СУББОТИН