+7(4236) 69-22-60 | project@poligrafiyaunas.ru



О БОГУЧАРАХ ТОЛЬКО ТЕНЬ ВОСПОМИНАНИЙ

Не скрою, давно хотел посетить второе по величине озеро Приморья, после Ханки, со странным названием Морбаза. А также разгадать тайну села Богучары, сменившего название в 70-х годах прошлого века на незатейливое Лесогорье.

Вместе с фотографом Владимиром Мараткановым отчалили из Находки в среду, 11 июля, около 12 часов дня. А в 15 часов, преодолев чуть более 200 километров через Уссурийский заповедник, остановились перекусить за Николаевкой на берегу реки Илистой.

Перекусив, естественно, без спиртного, и немного размявшись, двинулись дальше. Промелькнули за окнами Ивановка, Лубянка (!), Анучино, пересекли по мосту Арсеньевку и вновь сделали привал у приметного родника, бившего из пасти тигра. Подошли к базарчику напротив. От Находки преодолели 270 километров, а какая разница в сроках созревания плодов. Например, у меня на участке малина и вишня только на подходе, а здесь уже полностью созрела, вовсю торгуют местными абрикосами. Но цены кусаются. Небольшая кучка огурцов стоит 80 рублей. Впрочем, буквально за 100 метров в сторону от трассы и их цена мигом сдувается до 15 рэ за килограмм.

Через 54 километра от Анучино, в Варфоломеевке, развилка на Чугуевку и Яковлевку. До первой - 46 километров, до второй - 16. Заправившись на АЗС Роснефти, решили повернуть на маршрут Чугуевка-Кокшаровка- Саратовка-Самарка-Лесогорье, чтобы узнать тайну деревни Богучары.

Дорога пробита через глухую тайгу, асфальт замечательный. Среди деревьев преобладают ели и кедры. Вдоль ручьёв цветёт липа. Такого густого аромата я нигде прежде не встречал. Пасеки расположены неподалёку одна за другой, чуть в стороне от шоссе. По обочинам мелькают продавцы сладкой продукции. Узнаём цену: 1200-1500 рублей за полуторалитровую пластиковую бутыль. Не хило, такая же стоимость мёда была совсем рядом с Находкой по пути от Фроловки до Шкотово. Выходит, чтобы приобрести мёд, совершенно не имеет смысла забираться из дома в самую глухомань?

Не доезжая Чугуевки, сворачиваем, согласно указателю, на Кокшаровку -  Саратовку - Самарку - Лесогорье. Эта дорога, если доехать до конца, заканчивается в Дальнереченске. Что поражает, так это безбрежность лугов в долине Уссури. Ширина низменности несколько десятков километров, и нигде мы не видели засеянных полей, пасущихся коров и освоенных сенокосов. Кое-где мелькали, правда, редкие копёшки сена, свидетельствовавшие о том, что всё-таки бурёнок люди держат. Правда, не в том количестве, что наблюдалось в совхозах и колхозах 30-40 лет тому назад. М-да, видели бы эти просторы китайцы, удавились бы от глухой зависти.

Уже смеркается, пора искать место для ночлега. Сворачиваем в Саратовку, намереваясь оказаться на берегу Уссури. Обращаю внимание на дома. Здесь немало новых строений из бруса, добротных, двухэтажных. Возле подворий тракторы, косилки, пресс-подборщики. Замечаю двух мужчин, ремонтирующих агрегат у ворот. Оба русоволосые, статные, словно богатыри из сказки. Выясняется, что из староверов, выпивать в меру выпивают, но категорически не курят. Старший советует:

- Берег Уссури топкий, зарюхаетесь на своей машинке. Лучше сверните перед Самаркой за мост, там все останавливаются.
Самарка больше Саратовки раза в два, здесь имеется двухэтажная средняя школа, под стать ей детский сад, несколько явно административных зданий. О роде занятий населения несложно догадаться по наличию автомашин-лесовозов и тракторов-трелёвочников на обочинах улиц. Место на берегу широкой полноводной реки Журавлёвки, прежде Ноты, явно не пустует. На пляже много кострищ. Привлекает внимание длинный, сколоченный из досок стол, за которым присели местные парни, приехавшие из деревни на джипах. За бутылкой идёт оживленный разговор об особенностях ремонта рессор на японской технике.

Мы расположились на краю пляжа. Владимир поставил палатку, я решил ночевать в машине, сложив сиденья. Развели костёр, варим гречневую кашу в пакетах. Соседи у нас вежливые, не пристают, не матерятся, не курят. Пригляделся, на галечнике ни одного окурка. Заморосил дождь, мы, поужинав, улеглись спать, а ребята по соседству продолжали беседу где-то до часу ночи. Наконец уехали, но тотчас на берег прибыл “Сурф”. Водитель увидел наш бивак на расстоянии, потушил фары и подъехал с включенными противотуманками. Затем тихонько, тоже с выключенными фарами, почти к самой воде подкрался фургон. Обе машины так же вежливо, стараясь нас излишне не беспокоить, исчезли одновременно перед самым рассветом.

Утром морось продолжалась. Это не помешало нам вскипятить воду и заварить чай. Через 15 километров после Саратовки наш “Ниссан” въехал в деревню Лесогорье. Старейший житель населённого пункта 80-летний Василий Чиркин поведал истории своей жизни и села. Так вот, неофициально Богучары, а официально Сибучары, располагались неподалёку, в полутора километрах от Лесогорья. Основали их староверы из Саратовки. Затем, когда образовался новый лесопункт, Лесогорье, с постоянным электричеством, все перевезли свои срубы сюда. А Сибучары-Богучары перестали существовать. Проведав местную речку Откосную, по словам Василия Чиркина, богатую хариусом и ленком, мы взяли курс на крупнейшее после Ханки озеро Приморского края – Морбазу.

Вернувшись в Варфоломеевку, проехали Яковлевку и по хорошей грунтовке покатили на Орлиное, рядом с которым и находилась основная цель нашего путешествия. Дождь между тем усилился, хмурые тучи прочно осели на сопках. Но мы и не думали сдаваться. Примерно через час, после Яковлевки, миновали Озерное и вскоре оказались на берегу обширного водоёма. Его ширина на глаз составляла метров 800, а длина, как сообщил единственный местный житель Орлиного, не пожелавший представиться подробнее, - пять километров.

На Морбазе – не правда ли, странное название для водоёма в центре Приморья? - периодически проводятся краевые слёты и соревнования рыбаков по спортивной ловле. Частые рогульки для установки удилищ вдоль берега свидетельствовали о том, что в хорошую погоду здесь действительно бывает немало рыболовов. Опять же, по сообщению местного жителя, в озере водятся сазаны, щуки, караси, чебаки, сомы, верхогляды, змееголовы и окунь-ауха. Но последнего лучше не ловить, так как редкая рыба занесена в Красную книгу. Наибольшая глубина озера – девять метров. С Уссури его соединяет канал, видимо, искусственный, так что на моторной лодке можно легко выбраться за пределы акватории и полюбоваться местом слияния Уссури и Арсеньевки.

Само сельцо Орлиное представляет собой комплекс из трех обширных частных усадеб и небольшого дома местного жителя. Во дворах построены домики для гостей. Правда, ни одного из хозяев усадеб мы не застали на месте, так как наезжают они сюда по выходным и праздничным дням из Яковлевки и Арсеньева. Однако на воротах одного из подворий висело объявление о желании принять приезжих гостей и телефон для контакта.

Послушав сводку погоды и сообщение о том, что дождь является отголоском тайфуна в Японии и закончится нескоро, мы взяли курс обратно на Находку. Прибыли домой в три часа, в ночь с 12 на 13 июля. Итак, предлагаем для автопутешественников-рыболовов новый маршрут: Находка – Штыково – Ивановка – Анучино – Варфоломеевка – Яковлевка – Озерное – Орлиное протяженностью в одну сторону 370 километров. А также от Варфоломеевки можно взять курс на Чугуевку, посмотреть, как живут староверы в Саратовке и Самарке. В общем, с учетом того, что даже грунтовые дороги повсеместно довольно сносные, есть возможность передвигаться на автомобиле до самых глухих таёжных тупиков, сулящих невероятные открытия и интересные встречи.

Владимир ЧЕТВЕРГОВ

Пожалуйста оцените статью:

Голосов: 0 Рейтинг: 0
Система Orphus