Практически с фининспектором о поэзии
Заметную часть моей работы занимают заказы рекламных агентств, это работа второго, невидимого для их клиентов уровня. Написанное ниже – мысли, возникшие после телефонного разговора с представителем одного из таких агентств по поводу недавно изготовленного сайта
СЕРГЕЙ ТИМАКОВ,
веб-разработчик
Заказчик смутно недоволен и чувствует себя обманутым в ожиданиях. Сайт работает уже месяц, а шквала заказов не наблюдается. При этом выдача в «Яндексе», говорят, просто отличная. Вот мне всегда казалось, что выдача в «Яндексе» – это как мегапиксельность фотоаппарата: параметр не то чтобы бросовый, но на качество съёмки влияющий довольно косвенно, зато понятный потребителю, почему и называется в первую очередь.
С чего бы, вообще говоря, заказчику ожидать шквала покупателей? Кто они вообще, его покупатели – он сам это знает?
Если это розничные продавцы, то они едва ли ищут поставщиков в «Яндексе». Там тоже, но в десятую очередь. Надо их ориентировать. Надо им презентовать. Например, запустить прямую адресную рассылку своих предложений. Проинструктировать своих коммивояжёров, или как это называется. Напечатать «раздатку» и обязать её раздавать.
Если его покупатели – это хаусхолды (как его, дьявола, – домохозяйства, вот!), то здесь скорее будут работать социальные сети. Но, опять же: город наш невелик, до любого магазина доехать можно за 15 минут. Это не Москва, не Владивосток. Единственная причина, по которой жители Находки будут покупать в интернете – если это проще, чем доехать самому за 15 минут. Проще по факту? Да нет же, не проще. На сайте и магазина-то нет. Цены посмотрел, ОК! А куда платить? Кто и когда заказ привезёт?
Если же ни те, ни другие... Ну, взять, например, стройматериалы. Кто их потребляет? Тот, кто строит и ремонтирует. Кто строит и ремонтирует? То-то же. Гастарбайтеры интернетом не пользуются.
Вот и выходит, что посещаемость-то вообще неплохая для молодого сайта, но заказов ноль. Их столько и должно быть. Потому что сайт не продает в онлайне, и заказчик даже не ставил такой задачи. В существующем виде сайт стимулирует продажи оффлайновые – в магазине заказчика. И он работает. Ведь я могу поехать за покупкой направо, а могу налево, но в том магазине, что направо - я посмотрел на сайте, – нужный мне товар есть и стоит столько-то, а в том, что налево – неизвестно, может, только зря бензин жечь.
Возможно, агентство по созданию и продвижению сайтов не уберегло заказчика от чрезмерных ожиданий. Не объяснило, что сам сайт – ничто, намагниченность на металлических пластинках. Она продавать не может. Продает бизнес-идея, под которую сделан маркетинг, под который написан план, который организует «человеков», которые действуют по описанным процессам, в доме, который построил Джек.
Сейчас назревает хороший проект.. Там будут конкретно интернет-продажи. Поработать хочется, но вот что настораживает. Присутствовал внедренцем на встрече агентства с заказчиком. Разговор шел преимущественно о том, как должен внешне выглядеть сайт. Да внешний вид можно перерисовывать хоть раз в неделю, это дело пятое! Самое главное: кто те люди, что должны будут покупать на этом сайте, что и почему они там будут покупать? Почему они предпочтут это покупке в обычном магазине? Потому что так в Москве – это не вариант ответа. Должны быть конкретные причины, и эти причины надо преследовать. Иначе, опасаюсь, будет написан красивый, рабочий, но совершенно пустой магазин, а стороны останутся друг другом очень недовольны.
В итоге начал с прописания процедур работы сайта с разных точек зрения: посетителя, продавца, менеджера. Но этого мало. Маркетинга не было и, кажется, не ожидается, а без него сайт будет ловить сферических покупателей в вакууме. Оффлайновой инфраструктуры - то есть того вещественного, что будет работать за пределами интернета - под него нет. Надо ее описать, чтобы заказчик знал, что и кого ему надо приготовить и как действовать.
Первое, что сделал сам по этому поводу – задал несколько вопросов десятку знакомых: «А если бы магазин «Ы» стал продавать в инете? А если бы можно было сделать так-то? А так-то? А если просто: ты приходишь в магазин, а там твой заказ уже собран, и касса для тебя отдельная, без очереди – это как?» Надо ведь представлять, что люди хотят, к чему безразличны, и что со всем этим можно делать. Доставка до метро здесь никому не нужна, сперва надо метро копать.
И в заключение, навеяло. Пошутил в прошлом году с людьми (они не обиделись). Пригласили меня поговорить по поводу сайта: то, сё, и – главное! – чтобы он деньги зарабатывал. Интересуюсь: «В чем идея?» А нет идеи. Что собираются предлагать? Да, собственно, нечего, но чтобы все-таки сайт деньги приносил. Ага, есть у меня на примете один способ!
- Цветной принтер с дуплексом есть?
- Да.
- Давайте сделаю сайт, который раз в сутки будет показывать качественно отсканированную пятитысячную купюру аверсом и реверсом. Вы никому адрес не давайте, сами раз в день заходите и на принтере-то ее и распечатывайте. Это стабильные сто пятьдесят штук в месяц, без праздников и выходных. Деньги не совсем настоящие, но ведь и бизнес-идея за ней не очень.
Посмеялись. А ведь могли согласиться, нехорошо бы вышло.
А если
вам кажется,
что всего делов -
это пользоваться
чужими словесами,
то вот вам,
товарищи,
мое стило,
и можете -
писать
сами!
Автор выражает благодарность Владимиру Владимировичу Маяковскому за его слова, использованные в заголовке, и за все остальные.