Владимир Лебедев: семь лет за штурвалом Рыбацкого Пути
СПРАВКА ТД
Владимир Лебедев родился в Костромской области. Детство провел с удочкой, в 14 лет поступил в мореходное училище в Тобольске. Из 16 человек его учебной группы 11 впоследствии стали капитанами, курсантскую дружбу многие сохранили и по сей день.
В 1979 году Владимир Лебедев начал работу в море, через семь лет стал капитаном. В 2005 году он возглавил «Рыбацкий путь» и работу свою считает самым главным хобби – потому что не устает от нее. 19 лет толком не был в отпуске, за 8 лет, что в «Рыбацком пути», отдыхал один раз – на две недели выбрался к родне в Курган. Но зато строго следит, чтобы капитаны компании в отпуск ходили ежегодно.
Владимир Лебедев считает, что человек не должен быть привязан к месту работы только зарплатой, мыслями о деньгах. «Работа должна радовать, увлекать», – уверен он. «Отбываловки» на своем предприятии не терпит. Нет в «Рыбацком пути» такого, чтобы работали от звонка и до звонка. Директор за этим не следит, но точно знает: если у человека есть работа, он и в выходной придет.
В своем саду Владимир Лебедев выращивает цветы – для души. По вечерам возится с розами, по утрам кормит карасей в пруду у дома, и вот уже 15 лет формирует из кедра бонсай.
ПРИБРЕЖКА БЕЗ ГОСПОДДЕРЖКИ
Владимир Лебедев был одним из немногих рыбопромышленников Приморья, которые решились вступить в краевую программу поддержки береговой рыбопереработки. Краевые власти предлагали предприятиям-участникам проекта субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым компаниями на технологическое обновление производства, строительство новых цехов, и дотирование затрат береговых заводов на выпуск каждого килограмма рыбопродукции. Но и в ответ требовали выполнения ряда условий: увеличение количества рабочих мест, повышение до определенного уровня средней заработной платы, повышение выпуска продукции глубокой переработки. Два года назад, когда стартовал проект, из 40 возможных лишь 17 предприятий стали участниками программы.
- «Рыбацкий путь» под эту программу взял крупный кредит и приобрел современное холодильное оборудование, которое позволило нам увеличить объем заморозки продукции в цеху обработки вдвое – с 25 до 52 тонн в сутки. В этом году, когда уловы были хорошие, холодильная установка нас здорово выручила. На рывке этот запас производственных мощностей необходим, когда вот она – рыба, ее нужно брать, завтра столько уже не будет.
Понятно, что не каждый день по 50 тонн морозим, но бывает, - рассказывает директор ООО «Рыбацкий путь» Владимир Лебедев.
Участвовало предприятие и во втором направлении программы, подразумевающей дотирование краем каждого килограмма выпущенной рыбопродукции.
- Максимально, до 25 рублей, дотировался выпуск филейной продукции, но кардинально изменить ситуацию, сложившуюся на рынке эти деньги не могли. Нам, рыбопромышленникам края, сложно конкурировать с продукцией из Китая, очень уж она дешевая. Но ведь некачественная! А потом негатив идет на нашу продукцию, не доверяют покупатели. Я не говорю, что все рыбное филе из Китая плохого качества, просто к нам везут самое дешевое, напичканное водой, отсюда и низкая цена.
И все же, несмотря на все сложности, предприятие честно выполняло взятые на себя обязательства. Увы, столь необходимая рыбопромышленникам программа господдержки просуществовала всего девять месяцев и была свернута. Чиновники захотели быстрых результатов, темп роста показателей предприятий, принявших поддержку государства, их не удовлетворил. «Рыбацкому пути» наряду с остальными первопроходцами теперь придется самостоятельно расплачиваться с кредиторами, ведь обязательства перед банками свернуть, как программу, невозможно.
– Реально программа поддержки проработала меньше года, а этого срока явно недостаточно, чтобы можно было оценить действенность долгосрочной программы, – считает Владимир Лебедев. Нет, мы не умрем. Мы и без господдержки какие годы пережили! Но и не обеспечим край тем, чем могли бы обеспечить. А ведь рыба – это же стратегическое сырье, продукт питания! А мы сидим, сами не ловим и другим не даем.
«Рыбацкому пути» действительно уже приходилось искать выход из ситуации, когда государство внезапно изменяет правила игры. В 2004 году молодое предприятие осталось без права на вылов рыбы. Комиссия, созданная при департаменте рыбного хозяйства администрации Приморья для распределения квот, неожиданно для рыбаков внесла изменения в список документов, потребовав от судовладельцев установить на судах систему мониторинга. В итоге из 140 рыбодобывающих предприятий, существующих на тот момент, квоты получили лишь 39.
- Мы смонтировали приборы в течение 10 дней, но было уже поздно, квоты нам не дали - до сих пор с возмущением вспоминает тот случай Владимир Лебедев. Те годы – с 2004 по 2008 – были самыми сложными для нас. Большинство компаний, лишенные квот на прибрежный лов, приказало долго жить, остальные, чтобы свести концы с концами, перекупали квоты у счастливчиков, многие из которых уже и забыли, как рыбу ловить. Нам пришлось купить компанию “Интрарос-ДВ”, наделенную квотами, но с полуразвалившимся флотом. Пошли на это, чтобы не гадать: продаст нам кто-нибудь квоты – не продаст, даст их в аренду – не даст. В бизнесе стабильность нужна, понимание ситуации.
МЕЧТЫ И РЕАЛИИ
«Рыбацкому пути», ориентированному исключительно на прибрежный лов, пришлось конкурировать с крупными и опытнейшими компаниями, ведущими рыбодобычу многие десятилетия, ведь создана она была буквально на пустом месте. В 2000 году группа специалистов объединения “Южморрыбфлот” организовала новое предприятие, чтобы вести дело согласно своим представлениям о рыбацком бизнесе. Первое время лов вели всего двумя мотоботами, рыбу тут же грузили в авторефрижераторы и везли на рынки Находки. Но уже через несколько лет именно «Рыбацкий путь» стал первой за постперестроечное время компанией, построившей собственное судно – рыболовный сейнер «Олимп».
- Квотами рыбаки наделяются по историческому принципу, поэтому мы пошли на слияние двух компаний, в 2018 году, когда будет очередное распределение квот, будем подавать заявку в комиссию уже как «Рыбацкий путь», а не “Интрарос-ДВ”. Мы ценим свое доброе имя, которое зарабатывали годами. Оно многое для нас значит, и в крае «Рыбацкий путь» хорошо знают!
Сейчас прибрежный лов ведут четыре малых рыболовных траулера компании. «Флот небольшой и маломерный, но могучий,» – так характеризует плавстредства компании Владимир Лебедев. Модернизированный холодильник позволяет накапливать продукцию и формировать вагонные партии, собственный перерабатывающий цех выпускает филе камбалы, трески, наваги, минтая и терпуга. Замороженная таким способом продукция, приготовленная, отметим, из парной рыбы, сохраняет свои вкусовые качества до четырех месяцев. И это без применения каких-либо консервантов!
- За последние годы мы стали качественно другими. Вышли на рынок Сибири. Парную в крае продаем, а «заморозку» вывозим вплоть до Омска. Если семь лет назад, - вспоминает Владимир Лебедев первый год своей работы в «Рыбацком пути» в должности директора, - мы продавали в год 700 тонн продукции, то считали, что хорошо сработали. А сейчас уже – мало. Но все же на Сибирь мы не большую часть отправляем, больше по краю продаем. По статистике в Приморье потребление рыбы и морепродуктов уже 30 кг на одного человека в год. Это больше, чем средние цифры по России и больше рекомендуемого медиками минимума.
Парадокс, но свежайший и ценный продукт питания у производителя – а значит, и по цене производителя – крупные торговые центры Находки покупают неохотно. Конечно, продукция «Рыбацкого пути» представлена на прилавках города в хорошем ассортименте, но закупают ее магазины в основном у торговых посредников, отсюда и цены. «Держать же автолавки для предприятия экономически невыгодно, оно уже переросло этот уровень, – говорит Владимир Лебедев, – хотя три рефрижератора компании по-прежнему снабжают горожан свежевыловленной рыбой. И пока у предприятия есть возможность, – обещает директор, – «Рыбацкий путь» будет продолжать поставлять в Находку рыбу с минимальной наценкой – не все же о прибыли думать, о людях заботиться нужно».
- Я считаю, что это не нормально, что в городе у моря нет рыбного рынка. Свежая рыба есть, а рынка – нет. Мы открыли небольшой торговый павильон в селе Душкино, рассматриваем вариант строительства фирменного магазина в Находке, администрация города нам в этом помогает. Прорабатываем вариант покупки установки производства жидкого льда, который позволяет охлаждать продукцию до 0 градусов практически мгновенно. Эта установка дороговата для нас, но очень уж хочется снабжать город вкуснейшей продукцией! Но и местные власти должны создавать условия, чтобы нам выгодно было реализовать свою продукцию на месте, а не отправлять ее в дальние дали. Город должен быть заинтересован накормить свое население, а не только получить с нас налоги и отчисления, - убежден Владимир Лебедев.
Об этом же – о наполнении рынка Приморья доступной и качественной рыбопродукцией – шел разговор рыбаков с губернатором края. Владимир Лебедев был в числе тех, кто не стал молчать после остановки программы господдержки береговых рыбопереработчиков и написали Владимиру Миклушевскому. Губернатор пообещал: «Программу возобновят после корректировки, возможно, она даже будет расширена за счет включения переработчиков аквакультуры и рыборазводчиков». Ведь при всех нареканиях краевых чиновников комиссия не могла не согласиться: всего за полгода своего действия программа позволила предприятиям-участникам поднять зарплату рабочим, увеличить инвестиции в бизнес, что в конечном итоге должно привести к расширению налогооблагаемой базы и закрепить на местах население. Впрочем, в подконтрольном Владимиру Лебедеву коллективе текучести кадров и без того нет.
- Сегодня в «Рыбацком пути» работает 120 человек. Если кто и уходит, то чаще всего возвращаются, хотя режим работы у нас тяжелый. У нас трудится несколько династий, а это, согласитесь, показатель: если отцу на предприятии хорошо работается, он и сына сюда на работу ведет. Есть экипажи, которые в полном составе приезжают на работу из другого городского округа, – не без гордости рассказывает директор. – Но есть и проблема, общая для всех предприятий прибрежного лова: все меньше становится квалифицированных кадров, растет средний возраст рыбаков.
ЗАЧЕМ ОГОРОД ГОРОДИТЬ? ИНТЕРЕСНО!
«Ловить рыбу в «прибрежке», – говорит Владимир Лебедев, – становится все сложнее и сложнее». В силу местоположения получивших квоты на вылов предприятий возросла нагрузка на локальные морские участки, и это в то время, когда вокруг масса неосвоенных районов! Именно поэтому несколько лет назад у «Рыбацкого пути» появилась идея создать в заливе Восток краборазводный завод. Хотели подращивать на его площадях молодь краба и выпускать в природную среду, чтобы потом можно было изъять определенный процент особей. Четыре года суда и специалисты «Рыбацкого пути» обеспечивали работу ученых, в 2010 году должно было начаться проектирование завода, Министерством экономического развития уже были предусмотрены на это средства, но не сложилось.
- Мы немного опередили время, хотели вложить частные средства в строительство государственного предприятия. Все уперлось в несовершенное законодательство. Жаль, хороший был проект. Интересный для нас и для природы полезный, не по-хозяйски это, - сетует Владимир Лебедев.
Крепкая рука хозяина чувствуется в компании всюду. У «Рыбацкого пути» собственный цех по производству рабочих хлопчатобумажных перчаток, а все потому, что покупные рыбакам не нравились своим качеством, изнашивались быстро. Два года назад предприятие вошло в муниципальную целевую программу развития предпринимательства, что позволило возместить половину расходов на приобретение еще одного станка, и теперь ежемесячно цех выпускает 30 тысяч пар перчаток – своих работников обеспечивает сполна, еще и на продажу остаются.
А землю, пустовавшую долгие годы у холодильной установки, директор «Рыбацкого пути» в прошлом году тоже в дело приспособил. Поставили здесь купленную в Южной Корее теплицу, стали выращивать овощи и клубнику. Кустики ароматной ягоды тоже привезли из Кореи, а вот агротехнология у рыбопромышленника своя, без всяких там «витаминов для земли», которые широко применяются на родине саженцев для получения больших урожаев клубники.
- Помидорами, огурцами и зеленью из теплицы мы снабжаем экипажи своих судов, столовую. Мужики – они всегда есть хотят. Что остается, продаем в своем торговом павильоне в Душкино. А лука в прошлом году вырастили столько, что могли бы и Находку подкормить, но супермаркеты у нас лучок брать отказались. Как бизнесмен я их понимаю: наш-то всего три дня свеж, а тот, что они в Китае закупают, лежит без всяких изменений месяц. Почему – не знаю, наговаривать не буду.
Не будет пустовать и та земля, что должна была пойти под строительство рыборазводного завода. Владимир Лебедев говорит, что она все равно под застройку пойдет. Вот только что на этом участке расположить – тут еще думать будет. Проще всего – поставить еще одну базу отдыха, благо, спрос есть. Но просто базу отдыха, как у всех – это ему скучно. Хочется директору «Рыбацкого пути» часть этой территории приспособить под зону отдыха для своих работников, а на остальной земле он подумывает соорудить тренировочный лагерь для занятий собаководов. Да так, чтобы соответствовал международным требованиям к дрессировке и натаске собак, и с возможностью проживания их владельцев. А раз хочется, будет думать, как свое желание в реальность воплотить.
Фото: Станислав Комогоров.