+7(4236) 69-22-60 | project@poligrafiyaunas.ru



Восточный акцент развития портов

Растущий в мире спрос на российский уголь способствует развитию портов Дальнего Востока. Однако планы стивидоров по наращиванию собственных мощностей упираются в пропускную способность железных дорог. Свои планы модернизации портовики и железнодорожники сверяли в ходе мероприятий, прошедших в Находке и Москве.

Фото пресс-службы ОАО «Восточный Порт»Грузооборот в морских портах Дальнего Востока в 2012 году увеличился до 122,3 млн тонн. Общий прирост составил 6,4%. Лидерами по темпу роста этого показателя стали порты Находка, Владивосток и Магадан. Общий объем перевалки сухогрузов вырос на 10% - до 71,8 млн тонн. Объем наливных грузов вырос на 1,6% - до 50,5 млн тонн.

Увеличили грузооборот такие порты, как:

  • Восточный (до 38,6 млн тонн, прирост +9,6%),
  • Ванино (до 18,2 млн тонн,+4,3%),
  • Находка (до 15,5 млн тонн, +12,9%),
  • Владивосток (до 12,2 млн тонн, +12,6%),
  • Посьет (до 5,4 млн тонн, +9,5%),
  • Петропавловск-Камчатский (до 2,3 млн тонн, +6,3%),
  • Шахтерск (до 1,6 млн тонн, +10,2%)
  • Магадан (до 1,3 млн тонн, +14,4%).

В настоящее время две трети всего экспортного российского угля поставляется через морские порты России. Объем его перевалки в 2012 году увеличился почти на 14%, и по прогнозам специалистов, в ближайшие годы эта тенденция сохранится.
На сегодняшний день крупнейшей российской стивидорной компанией, специализирующейся на перевалке каменного угля, сегодня является ОАО «Восточный Порт». На его долю в 2012 году пришлось 23 % всех сухих грузов Дальневосточного бассейна, впервые грузооборот предприятия превысил 18 миллионов тонн.

Вместе с тем дальнейшее наращивание мощностей стивидорными компаниями, расположенными в портах Находка и Восточный, неневозможно без согласованного увеличения пропускной способности железной дороги. Именно этому вопросу были посвященными встречи представителей заинтересованных сторон.

В ноябре 2012 года на территории ОАО «Восточный Порт» прошло рабочее совещание руководства ФКУ «Ространсмодернизация», представителей стивидорных компаний Приморского края, Дальневосточной железной дороги и местных органов исполнительной власти по вопросу формирования проекта комплексного развития транспортного узла «Восточный – Находка».

Сложившаяся экономическая ситуация благоприятствует увеличению провозной, пропускной и перерабатывающей способности российских портов. Однако развитие их напрямую зависит от транспортной инфраструктуры. Поэтому существующую пропускную способность железных дорог генеральный директор ФКУ «Ространсмодернизация» Игорь Фрейдин назвал на совещании сдерживающим фактором. 

Начальник железнодорожной станции Находка-Восточная Алексей Нагорный сообщил участникам совещания, что уже сегодня станция загружена на 110 %. Только третий районный парк, рассчитанный на обработку 5 миллионов тонн грузов в год, обрабатывает значительно больше этой нормы. Однако не всегда ОАО «РЖД» имеет возможность решить ту или иную проблему самостоятельно. «Поэтому мы и подключились», - отреагировал глава ФКУ «Ространсмодернизация».

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» в 2014 году в Восточном порту начнется строительство нового универсального перегрузочного комплекса с заявленным объемом перевалки 20 миллионов тонн грузов в год. В ходе детального обсуждения эксперты выявили ряд проблем, с которыми столкнутся действующие в порту стивидорные компании в связи с реализацией на первый взгляд выгодного нового проекта. Участники совещания отметили, что в порту Восточном отсутствует необходимая железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить подачу полувагонов на территорию нового объекта. Поэтому новый терминал, в случае его строительства, серьезно ограничит работу уже имеющихся в порту морских операторов.

По словам Игоря Фрейдина,  развитие железнодорожной инфраструктуры в порту Восточный предусмотрено в проекте развития транспортного узла. В частности, обсуждается возможность строительства второго районного парка припортовой железнодорожной  станции Находка-Восточная.

По решению участников совещания, стивидорные компании порта Восточный в ближайшее время должны направить в адрес ФКУ «Ространсмодернизация» свои проекты перспективного развития терминалов с указанием объемов роста грузооборота. Это позволит разработать эффективный план развития железной дороги. Самый масштабный проект из представленных стивидорами – строительство третьей очереди специализированного Угольного комплекса ОАО «Восточный Порт».

Увеличить грузооборот в два раза с 550 тысяч TEU в год до 1 миллиона 100 тысяч TEU в год планирует контейнерный терминал ООО «Восточная стивидорная компания». В дальнейшем инвестиционная программа компании будет еще увеличена.
В ходе совещания было принято решение о создании рабочей группы, которая будет заниматься разработкой комплексного проекта развития транспортного узла «Восточный – Находка». В ее состав войдут многие из участников прошедшего совещания.

Второе совещание состоялось в Москве, накануне крупного всероссийского форума  «Транспортная неделя-2012», инициатором проведения которого выступила стивидорная компания «Восточный Порт».

Для обсуждения вопросов увеличения объемов экспорта угля –  развития перевалочных мощностей и взаимодействия морских портов и железнодорожного транспорта на конференцию «Перспективы обеспечения бесшовной логистики экспортных поставок российского угля» собрались представители Министерства транспорта РФ, крупнейших государственных предприятий, стивидорного бизнеса России, ОАО «РЖД» и профессиональных ассоциаций.

Как сообщила пресс-служба ОАО «Восточный Порт», в ходе конференции заместитель директора департамента угольной и торфяной промышленности министерства энергетики России Сергей Шумков высказал мнение, что хотя перспективы экспорта угля имеются для портов всех морских бассейнов России, и это подтверждает возросший импорт угля европейскими странами, все же «акцент экспорта смещается на восточное направление».

Так за 9 месяцев 2012 года ОАО «Восточный Порт» наибольшее количество генерального груза отправил в Японию, Южную Корею и Китай. От общего обработанного объема - это 32%, 30% и 27% соответственно. В последнее время Китай наращивает объемы импорта, в перспективе – закупки угля Вьетнамом. Таким образом, ситуация на рынке весьма способствует развитию портов.

К примеру, по словам выступившего на конференции управляющего директора ОАО «Восточный порт» Анатолия Лазарева, стратегия развития компании предусматривает увеличение его грузооборота в 1,5 раза в сравнении с текущими показателями – до 27 млн тонн угля в год. «В октябре 2012 года мы приступили к реализации проекта строительства третьей очереди Угольного комплекса, в связи с этим пропускная способность нашей стивидорной компании увеличится к 2017 году с 17 до 27 млн. тонн угля в год. К 2019 году с вводом в эксплуатацию полномасштабного варианта III-й очереди Угольного комплекса мы сможем обрабатывать до 35 млн. тонн сыпучих грузов в год».

Свои проекты по строительству новых терминалов и увеличению мощностей уже имеющихся на конференции представили операторы морских портов, работающие как в Дальневосточном, так и в Европейском направлении поставок угля. Но не всем стивидорам удается вписаться в планы развития железнодорожной инфраструктуры. Сейчас одна из главных задач – синхронизировать строительство и развитие морских терминалов с развитием железнодорожной инфраструктуры, ведь дефицит пропускной способности прогнозируется в направлении портов восточного, южного и северного направлений.

Представители ОАО «РЖД» сообщили, что для развития железнодорожной инфраструктуры надеются привлечь инвесторов, но в полной мере ликвидировать препятствия на пути роста пропускной способности железной дороги и, как следствие, портов, возможно только при помощи государства и согласованной работы всех заинтересованных сторон. С этой целью на конференции была создана рабочая группа.

Редакция ТД

Пожалуйста оцените статью:

Голосов: 0 Рейтинг: 0
Система Orphus