Бизнес и политика: от противостояния – к партнерству
МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК
90-е годы ХХ века – это период становления бизнеса Валерия Мишкина. К середине 1994 года компания Валерия Николаевича имела свое строительное управление и станцию техобслуживания по ремонту иномарок. «В отличие от некоторых других бизнесменов, я не ставил задачи что-нибудь в городе приватизировать, – говорит предприниматель. – Знаете, тогда были времена, когда можно было за символические деньги получить в собственность тот или иной объект. Я выбрал другой путь: вся недвижимость, необходимая для ведения предпринимательской деятельности (ангары для ремонта автотранспорта, теплицы и подсобное хозяйство), была построена нами собственноручно».
Справка «Т. Д.»
Валерий Мишкин приехал в Находку в начале 70-х годов из Челябинска. По собственному признанию – «в погоне за морской романтикой». Закончив ДМУ по специальности «электромеханик», некоторое время ходил в моря. Затем осел на берегу, получил специальность инженера в Сибирском институте инженеров водного транспорта.
Перестройка застала его на посту руководителя жилищного треста Находки. Имея к тому времени солидный управленческий опыт, Валерий Мишкин часто задумывался об открытии своего дела. Без сожаления расставшись с перспективной и хорошо оплачиваемой работой в жилищно–эксплуатационном тресте, Валерий Николаевич начал все с нуля. Учиться приходилось на ходу: занимался строительством, торговлей рыбой и лесом, ремонтом японских автомобилей, сельским хозяйством и рыборазведением.
Сегодня Валерий Мишкин – депутат думы Находкинского городского округа, заместитель председателя думы, председатель постоянной депутатской комиссии по благоустройству и экологии. Занимает пост председателя местного отделения партии «Справедливая Россия». До сих пор руководит крестьянским фермерским хозяйством.
В 2012 году индивидуальный предприниматель Мишкин стал победителем краевого конкурса «Предприниматель Приморья-2011» в категории «Лучший предприниматель в сфере рыболовства и рыбоводства».
Чтобы полноценно развивать свое дело, одного направления деятельности оказалось мало. Параллельно со строительством Валерий Мишкин занялся ремонтом иномарок, вел переговоры с японскими партнерами о модернизации купленных в Стране восходящего солнца автобусов – переделке машин с так называемого «правого» руля на стандарт, принятый в России. Одним из первых в Находке наладил диалог с предпринимателями из Кореи, стал привозить в город автомобили южнокорейского производства.
Большие надежды в начале 90-х Валерий Николаевич возлагал на появление в Находке свободной экономической зоны, которая предполагала крупные государственные дотации, а также льготный налоговый и таможенный режимы для развития международных экономических отношений.
«Я думаю, что городу просто не повезло. СЭЗ на протяжении ряда лет возглавляли не те люди, кто искренне был бы заинтересован в развитии в Находке предпринимательства, – считает Валерий Мишкин. – Само географическое положение нашего города давало уникальный шанс для развития тесных экономических связей со странами АТР. Многие иностранные компании были заинтересованы этим проектом, выражали желание вести совместный бизнес. Фактически за время существования свободной экономической зоны было создано свыше 100 совместных предприятий! Но в тот период у руля СЭЗ стояли люди, которые интересовались больше собственными выгодами и доходами. Поэтому никакой свободной экономической зоны у нас не получилось. Очень жаль. Сейчас Находку было бы не узнать…»
Первые годы официально провозглашенных рыночных реформ вошли в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Сейчас это время называют «лихие 90-е» или «время дикого капитализма». Вместо того чтобы защищать зарождающийся класс предпринимателей от криминалитета, государство в лице надзорных органов делало все возможное для того, чтобы поставить бизнесмена в зависимость от его воли.
В любой момент можно было оштрафовать владельца бизнеса или приостановить работу любого частного предприятия. Со дня регистрации компании предпринимателю выставлялись различные «авансовые» счета. Не существовало прозрачного механизма кредитования бизнеса. Многие предприниматели, не вписавшиеся в новые правила, вынуждены были через год – полтора закрывать свое дело.
«Что меня тогда больше всего удивляло? – вспоминает Валерий Мишкин. – Так это полная информационная закрытость наших государственных учреждений в тот период. Об изменении законодательства предпринимателям никто не сообщал. А ведь тогда было другое время. В Интернете, к примеру, нужный закон, как сегодня, не посмотришь. Не было еще у населения доступного Интернета. Вот и получалось: приходишь сдавать отчетность за квартал или прошлый год и узнаешь, что все нужно переделывать. Многие законы принимались в самом конце года, а нас заставляли в последний месяц делать перерасчет за весь прошедший период».
Вместо поддержки «рублем», считает Валерий Николаевич, за счет бюджета образовывались разные министерства, департаменты и прочие органы власти. Им нужно было оправдать смысл своего существования, и к бизнесменам выстраивались очереди из всевозможных проверяющих структур. «Это серьезно отвлекало от дела, – говорит он. – Из-за непредсказуемой инфляции, резкого увеличения налогов, кадастровой стоимости земли, арендных платежей или тарифов ЖКХ приходилось пересчитывать себестоимость продукта, пересматривать контракты, что вызывало недоумение иностранных партнеров, привыкших к понятным и «прозрачным» условиям ведения бизнеса. Многие не выдерживали, бросали свое дело и уезжали за границу. Сейчас во многих странах есть целые «русские» улицы. Там проживают наши соотечественники, вынужденные в 90-е годы покинуть страну из-за негативного отношения государства к предпринимателям».
ЯПОНСКАЯ КЛУБНИКА НА ПРИМОРСКОЙ ЗЕМЛЕ
К концу 90-х годов в многоотраслевом предприятии Валерия Мишкина работало уже свыше 300 сотрудников. Сам бизнесмен уверен, что «остаться на плаву» в тот нелегкий период он смог именно благодаря тому, что смело брался за новые для себя дела. Экономическая ситуация была непредсказуемой. В один период выгодно было продавать лес, в другой – ремонтировать иномарки или выращивать картошку. Именно тогда к сфере интересов предпринимателя добавился новый вид бизнеса – сельское хозяйство. Постепенно этот далеко не самый популярный для нашего региона вид деятельности стал для Валерия Мишкина одним из основных направлений его бизнеса.
Осваивать тепличное производство Валерий Николаевич начал, можно сказать, случайно: еще занимаясь автобизнесом, поехал на очередные переговоры в Токио. Там один из японских бизнес–партнеров рассказал Мишкину об уникальной технологии выращивания клубники и об интересе находкинских предпринимателей к этой сфере деятельности.
На уровне руководства города удалось договориться с агрономом из Страны восходящего солнца, и даже уговорить его переехать на какое-то время в Россию. И тогда городские власти обратились к Валерию Мишкину, попросив предпринимателя представлять интересы российской стороны в совместном проекте. Объехав все близлежащие сельхозпредприятия, Валерий Николаевич обнаружил подходящие угодья в районе Золотарей. Так дело сдвинулось с мертвой точки.
Понятно, что опыта работы в сельском хозяйстве у Валерия Мишкина не было никакого, учиться всему приходилось буквально «на ходу», методом проб и ошибок. «На первом этапе дело у нас пошло очень хорошо, – вспоминает Валерий Николаевич. – Завезли японскую клубнику, к Новогодним праздникам в теплицах вырастили первую партию. Представляете, 1995 год, местная клубника – зимой! Продавалась она хорошо, ягод с таким вкусом лично я в России никогда не пробовал. Агроном, которого мы пригласили из Японии, оказался очень талантливым человеком, хорошим организатором и знающим специалистом. Он искренне влюбился в нашу страну, с удовольствием делился своими знаниями и опытом».
Позже Валерий Мишкин решил расширить ассортимент продукции, в теплицах стали выращивать кукурузу, сладкую тыкву, другие овощи. И на предприятие потянулись делегации из Японии, перенимать уже российский опыт. Появились первые заказы на экологически чистые овощ«К сожалению, научные круги Приморья этой темой я заинтересовать не смог, – сетует Валерий Мишкин, – несколько раз лично ездил в край, в администрацию губернатора. Встречался с чиновниками, предлагал свои наработки для модернизации сельского хозяйства Приморья. К сожалению, никто серьезного интереса к этой теме не проявил. Департамент сельского хозяйства края в те годы просто понять не мог, для чего мне это вообще может быть нужно, никаких программ по поддержке фермеров ведь не существовало!».
и от зарубежных партнеров. Одни только японцы готовы были покупать до миллиона тонн в год!
Зато, прослышав про готовность иностранцев покупать определенные сорта овощей, их начали выращивать все, кому не лень. В итоге качество продукции резко упало, ведь о строгом соблюдении технологии речи уже не шло. Японцы же брать такой товар отказались – у наших соседей очень жесткие требования к внешнему виду, весу, экологической чистоте и даже к упаковке любого сельхозпродукта.
Идея себя дискредитировала. Работать с приморскими фермерами иностранцы больше не захотели. Агроном из Японии очень близко к сердцу воспринял все происходящее. В буквальном смысле не смог пережить крах любимого дела, скончался от сердечного приступа.
Но Валерий Мишкин не из тех, кто привык отступать после неудачи. Отказавшись от производства экспортных овощей, бизнесмен переориентировал работу тепличного комплекса на местного потребителя, начал выращивать ранний картофель, редис, баклажаны, зелень, огурцы и помидоры. Позже от теплиц пришлось отказаться из-за постоянного повышения цен на энергоносители, существующие конструкции стали эксплуатировать как парники, благодаря чему удалось удержать предприятие на плаву. Теперь весной комплекс обеспечивает рассадой близлежащие садоводческие общества, а в летний период снабжает свежими овощами горожан и многочисленных туристов, отдыхающих на море.
Параллельно вот уже более десяти лет бизнесмен занимается рыборазведением. Сегодня в крае фермерское пресноводное рыбоводство относительно малоразвито, выращиванием рыбы занимаются единицы. В 2000 году Валерий Мишкин привез из Лучегорска мальков и выпустил в пруды, которые расположены по соседству с парниками его хозяйства. Тогда же пришла идея привести в порядок всю прибрежную территорию и построить здесь базу для активного отдыха и рыбной ловли.
В настоящий момент фермер выращивает несколько промысловых видов: карпа, сазана, белого амура, толстолобика. Некоторые экземпляры толстолобика в водоемах достигают веса в 20 кг. Недавно Валерий Мишкин заселил в пруды молодежь осетра, змееголова и дальневосточной касатки, которая водится только в бассейне реки Амур и в озере Ханка, подселил к занесенному в Красную книгу водяному ореху реликтовый лотос.
«В перспективе хотелось бы не только развивать любительскую и спортивную ловлю, но и выходить с нашей продукцией на местный рынок, – делится своими планами Валерий Мишкин. – Пока же, в силу целого ряда объективных причин, мы сосредоточились на организации отдыха. У нас уже есть постоянные клиенты, некоторые из них приезжают на рыбалку даже из других регионов. Поверьте, удовольствие от поимки крупного сазана или карпа вполне может сравниться по интенсивности эмоций с путешествием в какую-нибудь экзотическую страну».
В планах бизнесмена – построить небольшой разводный завод, чтобы пополнять рыбной молодью собственный пруд и снабжать другие рыбоводные фермерские хозяйства. Для увеличения рентабельности предприятия Валерий Мишкин также планирует расширить спектр услуг для отдыхающих. Примером для себя он выбрал базы отдыха Норвегии, где рыбакам предлагают кров и питание, предоставляют снасти и специальное оборудование, по желанию подают к столу блюда, приготовленные из улова рыбака.
ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ – К ПАРТНЕРСТВУ
Главной проблемой предпринимателей России Валерий Мишкин считает их обособленность от политической жизни региона и страны в целом. Как следствие – законы, разрабатываемые на всех уровнях власти, порой пишут те, кто к предпринимательству не имеет никакого отношения и зачастую даже отдаленно не представляет специфику работы малого и среднего бизнеса. Отсюда и возникает недопонимание, а предприниматели горько шутят: когда с высоких трибун начинают говорить о поддержке малого и среднего бизнеса – надо готовиться к новым проверкам и повышению налогов.
Предприниматели, считает Валерий Мишкин, – это передовой класс общества, двигатель прогресса. Ведь они не только платят налоги, но и создают рабочие места для других. И любое непродуманное решение может стать губительным для всей цепочки.
«Я часто привожу такой пример, – рассказывает Валерий Мишкин, – Вот, например, понадобилось решить нашим законодателям какой-то социальный вопрос. А средств на это не предусмотрено. Политики идут по пути наименьшего сопротивления – берут и повышают какой-нибудь налог на предпринимательскую деятельность, полагая, что бизнесмены поголовно миллионеры и осилят дополнительные траты. При этом они не задумываются, что дополнительное налоговое бремя в итоге скажется на тех самых потребителях, проблему которых они и пытались изначально решить. Из своего кармана предприниматель заплатить не сможет. Значит, ему придется увеличить цены на свой продукт или услугу. В итоге пострадает и предприниматель, и потребитель. У одного из-за повышения цены снизится оборот, а у другого прибавка цены «съест» все льготы и субсидии».
С убежденностью в том, что представители бизнес-сообщества должны активнее участвовать в разработке законов страны, в которой они хотят жить и в экономику которой готовы вкладывать собственные средства, Валерий Мишкин пришел в политику. Опыт депутатской работы он приобрел еще в эпоху перестройки, когда избирался депутатом краевого совета народных депутатов и неоднократно участвовал в работе городского совета народных депутатов.
Говорит, что свой нынешний пост заместителя председателя городской думы и лидера местного отделения партии «Справедливая Россия» использует для продвижения идей, своего предпринимательского и жизненного опыта: «Я считаю, что наша городская дума взяла правильный курс, и в большей мере, это заслуга её председателя. Сегодня в думе представлены 4 политические партии, у каждой – своя программа, свои предложения, свое видение путей дальнейшего развития страны. Но мы условились забыть в стенах думы о своих принципиальных разногласиях и сообща работать на благо города.
Считаю, что в первую очередь депутатам нужно быть не политиками, а экономистами – понимать, какой документ и для чего мы принимаем, какими тратами это обернется для бюджета города, чем поможет его жителям. Хотя я и возглавляю оппозиционную партию, но убежден, что мешать администрации города или коллегам–депутатам из других партий только из-за принадлежности к разным фракциям – это неправильно. Недовольные люди найдутся всегда, и митинг можно организовать почти по любому поводу. Только все это пиар, а не партийная работа…»
Предложений по партийной работе у депутата Мишкина много. Это и контроль над ростом тарифов ЖКХ, которые в Находке порой выше, чем во Владивостоке и Уссурийске, и идеи по поддержке малого и среднего бизнеса, в котором занята почти треть населения города, и мысли по снижению налогового бремени. Благополучие избирателей он ставит выше межпартийной борьбы, и охотно делится своими проектами с представителями других фракций, стремясь выработать максимально продуманное решение по каждому вопросу.
Общей заслугой думы нынешнего созыва Валерий Мишкин считает снижение на 30 процентов ставок земельного налога, резко возросшего после увеличения кадастровой стоимости, и недопущение роста ставок налога на имущество.
При этом Валерий Мишкин подчеркивает: «Налоги, конечно, собирать необходимо. Ведь за счет них формируется бюджет города, решаются разнообразные социальные вопросы. Однако к определению ставок того или иного налога нужно подходить максимально взвешено. Здесь, как в медицине, главный принцип – «не навреди».
ПО КАНАДСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В городской думе депутат Мишкин работает на неосвобожденной основе, поэтому по-прежнему, активно занимается бизнесом. Успешно развивая свое фермерское хозяйство, Валерий Мишкин не забывает и о сфере, с которой когда-то начиналась его предпринимательская деятельность - о строительстве. В настоящее время Валерий Николаевич совместно с партнерами готовит проектную документацию и техническое задание для застройки нескольких земельных участков, расположенных между посёлком Приисковым и пляжем Золотари. Выбор пал на доступное по цене малоэтажное жилье - дома, возводимые по так называемой «канадской» технологии с применением разборных каркасных конструкций и сэндвич–панелей.
Подобная технология строительства применяется в мире уже более полувека. Пока это преимущественно страны Северной Америки и Европы, но и в России строительство домов по канадской технологии становится все популярнее. И это закономерно: подобные дома в несколько раз прочнее обычных, вместительнее и экономичнее.
На строительство домов по канадской технологии уходит в среднем от двух до четырех недель. Готовые комплекты поставляются с завода на место, где и осуществляется затем их сборка. Каркас из дерева служит несущей конструкцией, которая обшивается щитами из фанеры и гипсокартона. Внутри этих панелей находится утеплитель. В процессе строительства использование крупной строительной техники сведено к минимуму, что так же сказывается на себестоимости строений. Тяжелая техника нужна здесь только на этапе устройства фундамента и подачи крупногабаритных узлов дома на большую высоту.
Покупателям будут предложены на выбор типовые проекты домов площадью от 60 до 500 квадратных метров. Уникальные свойства каркасно-щитовой технологии: энергоёмкость, надёжность конструкции, экологичность обуславливают низкие затраты на дальнейшую эксплуатацию такого дома. Канадские дома не зря называют энергосберегающими — через 10 лет стоимость постройки окупается только на отоплении и обогреве.
На каждом участке (или «в микрорайоне», как говорит Валерий Мишкин) планируется разместить от 20 до 30 подобных быстровозводимых домов, выполненных в едином стиле. Под каждый предусмотрен земельный участок площадью 15-20 соток. По мнению предпринимателя, именно такой тип жилья может стать достойной альтернативой городской квартире, к тому же продажная стоимость подобного быстровозводимого дома предполагается вполне конкурентоспособная.
«Мы ориентируемся на определенную категорию людей, - рассказывает предприниматель, - на те семьи, которые «устали» жить в городе. Это люди, недовольные постоянным повышением стоимости коммунальных услуг и те, кто хотел бы работать «на земле», заниматься сельским хозяйством на своем участке. Место под застройку мы нашли очень хорошее: это пригород, но до любого городского учреждения можно добраться всего за несколько минут, люди не чувствуют некой оторванности от цивилизации. Убежден, что за таким типом жилья есть будущее. Уже сейчас, на этапе проектирования, чувствуется заинтересованность населения, есть конкретные предложения поучаствовать в долевом строительстве».
Александр ДЕМИДКИН