Теория поколений
Мы живем в эпоху смены форматов бизнеса и поколений. На рынке труда появились молодые грамотные, амбициозные специалисты. Как привлечь их в свои компании и удержать? Для этого нужно их понимать.
ЛАРИСА ЛОВУШКИНА,консалтинговое агентство IMCommunications
Владивосток, ул. Русская, 17-908, тел.: (423) 2320515, e-mail: imc04@yandex.ru
Человечность, хорошее отношение к людям и забота о людях – один из решающих факторов успеха в бизнесе. Если проследить судьбы компаний, которые поднялись в 90-х с нуля до лидеров рынка, то такое отношение к людям встретишь почти всегда, хотя бизнесы самые разные — производственные, торговые, компьютерные… Я уже не говорю про те успешные компании, о которых можно прочитать в бизнес-литературе, а писали и пишут об этом немало. Все эти компании примером доказали, что человечное отношение к сотрудникам делает настоящие чудеса в бизнесе. И почему-то я не могу припомнить ни одной крупной мировой или отечественной компании, добившейся подобных успехов, где к людям относились бы как к «расходному материалу».
В начале 90-х годов прошлого века два американца — экономист, демограф Нейл Хоув и драматург, историк Вильям Штраус — независимо друг от друга изучали такой популярный социальный феномен, как конфликт поколений. И одновременно пришли к одинаковым выводам. Проще говоря, сегодняшние 20-летние дети в одних и тех же ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их отцы, деды и прадеды. А вот с прапрадедами прослеживается явное сходство.
Поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12—14лет. Именно до этого возраста у нас формируется собственная система ценностей, которую мы потом и проносим через всю жизнь. Сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом.
В нашем мире одновременно сосуществуют представители шести поколений. И представители крайних поколений почти копируют друг друга. Вот уж, действительно, «старый, что малый». Данная теория получила название «Теории поколений».
- 1900–1923. В это время родилось поколение GI (ну или «поколение победителей»).
- 1923–1943. В мир вошло «молчаливое поколение».
- 1943–1963. На арену начало выдвигаться поколение «беби-бумеров», или просто «бумеров».
- 1963–1984. Появилось поколение X. В частности — те, кто рулит сегодня в российском бизнесе.
- 1984–2000. Рождается «поколение Y». Представителей этой генерации именуют еще «поколением Сети» или «поколением Миллениума», поскольку они заканчивали школу уже в новом тысячелетии.
- 2000–2020. Об этих ребятах пока мало что известно. Пока их настороженно именуют «поколением Z».
Теория поколений интересна даже не тем, что она объясняет, откуда берется знаменитый конфликт отцов и детей. А тем, что на ее основе можно строить четкие прогнозы развития общества. Вплоть до серьезных бизнес-планов на ближайшие два десятилетия: что, где и как следует развивать.
В процессе выбора (в том числе товара или услуги) новым поколением будут руководить другие ценности. Наступает эпоха, когда нужно быть не таким, как другие. Кстати, и классическое строительство брендов потеряет если не смысл, то — былую силу. Новые поколения будут подвержены брендам в более слабой степени. Если присмотреться, легко сделать вывод: маркетинговая активность все чаще апеллирует к впечатлениям. И это явный шаг навстречу поколению Y. Но более интересна теория для бизнеса в части понимания ценностей и мотивации молодых сотрудников.
Поколение У (21 и младше) | Поколение Х (23-47) | Бэби Бумеры (48-65) |
|
---|---|---|---|
Принадлежность к организации |
Ценности и корпоративная культура компании критичны при принятии решения о работе в ней | Самодостаточен и независим. Редко остается верным компании | Лоялен к организации |
Стиль работы | Высокая потребность в похвале, трудно воспринимает критику. Предпочитает вовлекающее управление | Для достижения цели готов пренебрегать правилами | Прилежный работник Склонен к микроменеджменту Хороший наставник |
Мотивация на работу | В работе важно реализовать творческий потенциал. Важно обучение и развитие | Стремится найти более интересную работу и более высокую заработную плату | Ориентирован на материальный успех |
Соотношение работы и личной жизни | Приоритет личной жизни над работой | Ценность работы и личной жизни равны | В центре жизни - работа |
Те руководители, которые научатся эффективно управлять этими сотрудниками, не будут испытывать кадровый голод в будущем.