+7(4236) 69-22-60 | project@poligrafiyaunas.ru



Круинг может помочь отрасли

Технология Дела Николай Михайлович Суханов, заместитель председателя Российского профсоюза моряковВо всём мире профессию моряка активно сопровождают круинговые агентства. Они чувствительно реагируют на количество добросовестных судовладельцев, и сказывается это прежде всего на моряках.

Николай Михайлович Суханов,
заместитель председателя
Российского профсоюза моряков.

Когда с распадом СССР пароходства стали закрываться, значительно сокращаться, реорганизовываться, списывать и продавать свои старые суда, много моряков торгового флота оказалось без работы. Как всегда в непростых, но перспективных условиях началось активное вклинивание частного бизнеса. В морской отрасли то и дело появлялись небольшие пароходства, которые отправляли свой флот под иностранный флаг. Стремительно росло число круингов, которые обеспечивали частные компании морскими специалистами. В пик расцвета круингового бизнеса количество агентств по набору и трудоустройству моряков на загрансуда достигло отметки 80 в Находке! И хотя для портового города, где каждый пятый моряк, работа таких агентств – жизненная ситуация, всё же это очень большая цифра.

Что происходило? Небольшие пароходства не обременяли себя выполнением реко-мендованных норм к судоходству и сотрудничеством с профсоюзом. Круинги обходили профсоюзы моряков стороной. Им не хотелось докладывать, куда и за какую зарплату отправили моряков, надёжная ли компания и подходящие ли условия труда на её судах. Поэтому часто моряки шли в рейс с контрактом для отвода глаз, который не гарантировал ни страховых выплат, ни нормальных условий труда. В итоге работник мог не получить зарплату после длительного рейса. Более того, морские катастрофы, случаи травматизма и гибели моряков участились до шокирующей статистики – гибли целые экипажи. Семьи моряков оставались без кормильцев и без страховых сумм в случае гибели моряков.

Ситуация была аховая и сохранялась такой долго. Вплоть до 2006 года у работников на иностранных судах без коллективного договора с профсоюзом практически не было прав. Отсюда невыплаты заработной платы, отсутствие страховки, тяжелейшие условия труда и несчастные случаи. Спасением стала Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года, которая фактически является международным трудовым кодексом для моряков. Россия ратифицировала документ лишь в 2013 году, и даже сегодня конвенция не реализована полностью, хотя в целом ощутимо полегчало и ситуация с правами моряков стала выравниваться.

Документ практически обязал судовладельцев защитить моряков. Он впервые и не абстрактно урегулировал вопросы оплаты и условий труда, размера и порядка выплаты компенсаций, охраны труда и многое-многое другое. Так же Конвенция 2006 года обязала морских перевозчиков иметь декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. Без неё судовладельцу не разрешается эксплуатировать судно. Первые результаты не заставили себя ждать, когда перевозчиков стало меньше. Недобросовестные судовладельцы не выдерживали ответственности и уходили с рынка.

Несмотря на положительную динамику в оздоровлении отрасли морских перевозок, ей по-прежнему требуется дальнейшее подчищение. И большую роль в этом могут сыграть круинговые агентства. Всё, что требуется от них, это работать с надёжными судовладельцами, которые во главу угла ставят мореходные качества судна, безопасность работы на борту и выполнение обязательств перед моряками. К сожалению, таких клиентов всем круинговым агентствам не хватает, и они выживают как могут. Иногда ценой жизни, здоровья и благополучия моряков. Это почувствовали и в Правительстве РФ, постепенно сводя отрасль к тому, что недобросовестным посредничеством сейчас заниматься невыгодно.

– Согласно правительственному постановлению «О найме и трудоустройстве российских граждан за рубежом», если моряки оказываются в тяжёлом положении на чужбине, а так бывает, что работодатель может бросить и судно, и весь экипаж в иностранном государстве без средств к существованию, к ответственности может привлекаться и круинг за нарушение российского законодательства, – рассказал заместитель председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Николай СУХАНОВ. – Моряку, который уезжает за границу, должна быть гарантирована защита. То есть судовладелец должен нести финансовую ответственность за моряков, которые могут оказаться в затруднительном положении за рубежом. Без такой гарантии моряки не должны работать в иностранных компаниях, а круинг обязательно должен предупреждать об этом судовладельца.

Спасательным кругом для моряков в этой ситуации является надёжный круинг. Именно такой от имени судовладельца, который имеет коллективный договор с профсоюзом, заключает с моряком трудовой договор с гарантиями и обязанностями.

На сегодня из одиннадцати круинговых и судоходных компаний Находки больше половины имеют хорошую репутацию. Остальные же работают на свой страх и риск. Потому и случается, что моряки остаются без заработных плат и компенсаций за причинение вреда здоровью.

В Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) отмечают немного не типичную ситуацию. И моряки, и недобросовестные круинги знают о рисках работы на судах под «удобным» флагом, но первые не спешат обезопасить себя, а вторые продолжают шагать по скользкой дорожке, не предоставляя морякам достаточно гарантий. Так, за 20 с лишним лет своей деятельности ДВРО РПСМ помогла вернуть более $16,5 млн заработной платы и компенсаций родственникам погибших моряков. В 2015 году по инициативе профсоюза только в Находке задержано пять судов за невыплату заработных плат, в том числе профсоюз помог украинскому экипажу судна Go Scar под флагом Либерии вернуть свои зарплаты.

Когда моряки не получают заработанных денег, вина полностью ложится на плечи судовладельца. Круинг лавирует между предложениями судовладельцев о трудоустройстве, но зачастую не в курсе о проблемах работодателя. В таком случае круинг мог бы получить консультацию в РПСМ, прежде чем начинать сотрудничество с таким судовладельцем.

– Сегодня в России нет крупных судоходных компаний, поэтому большинство моря-ков идут в круинговые агентства за работой на судах под «удобным» флагом, – рассказал Николай Суханов. – У профсоюза большой опыт в отстаивании прав моряков и разрешении конфликтов между моряками и судовладельцами. Мы искренне недоумеваем, почему круинги не боятся рисковать людьми и их благополучием, посылая моряков на суда без гарантий получения страховых сумм в случае гибели, без официальных финансовых обязательств иностранного судовладельца перед моряком в случае затопления судна…

Стоит сказать, что механизм восстановления нарушенных прав моряков становится проще. Так, после ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года моряку достаточно пожаловаться портовому инспектору или капитану порта на задержку зарплаты или нарушения условий труда. Получив претензии моряков, администрации морских портов имеют законное право задержать судно в порту до исполнения требований моряков.

Сегодня всё более показательно, что не соблюдать права моряков в судоходстве не-выгодно. Не платишь зарплату, не обеспечиваешь спецодеждой – жалобы в портах – задержки судов. Многие судовладельцы «сворачиваются», а те, кто остаётся на рынке, стараются выполнять закон.

– Всем круингам дорога одна: в первую очередь убедиться, что судовладелец имеет коллективный договор с Международной федерацией транспортных рабочих, а моряки состоят в национальном профсоюзе. Для моряка под «удобным» флагом нет других законов, кроме колдоговора. Если он идёт работать на сомнительное судно, семья остаётся беспомощной, а может остаться и без кормильца. Есть большая вероятность, что круинговое агентство никак не поможет моряку, оказавшемуся в беде, поэтому он сам должен думать о себе, своих близких, сотрудничать с надёжными компаниями и быть членом профсоюза, – резюмировал Николай Суханов.

Как российский кризис отразился на круинге?

– Ещё чувствуется влияние финансового кризиса 2011 года. Продолжает сокращаться количество судов, на которых моряки могли бы работать: списываются старые пароходы, новых строится крайне мало. Рабочие места ограничены и за границей – многие моряки просто не могут найти работу. Особенно рядовые предпенсионного возраста, не имеющие высокой квалификации, без уверенного знания английского языка. Я уже молчу о том, что число новых судов под российским флагом не увеличивается вообще. Под нашим флагом ходит только вспомогательный флот.

Мы искренне за то, чтобы появлялись крупные судоходные компании в России. Очень плохо, что работая под «удобным» флагом, российскому моряку не идёт стаж, он не получает наград, благодарностей и льгот, – подытожил заместитель председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Николай Суханов.

Галина Рыбина

Пожалуйста оцените статью:

Голосов: 1 Рейтинг: 5