+7(4236) 69-22-60 | project@poligrafiyaunas.ru



Малая родина нуждается в ответственных решениях

Проблема малых городов и поселений – одна из актуальнейших в современной России. Период бурного развития этих территорий сменился периодом спада, а текущий момент истории требует реальных действий.

Технология Дела photo.outdoors.ruЕсть ли экономическая жизнь
за пределами Находки?

Для рядового российского обывателя Находка – второй по величине город региона, где основу составляют судоремонт, перевалка грузов, в общем, «Находка, твоими глазами Россия глядит в океан».

Для жителей региона агломерация города Находки, помимо самого «города-порта», это ещё как минимум два специфичных мини-региона, каждый со своими возможностями, реалиями и сложившейся ситуацией.

Речь идет о Партизанском районе и Партизанском городском округе. Площадь этой территории – почти 6 тыс. кв. км. Это на минуточку пятая часть Бельгии, значительная часть Швейцарии, Дании или Нидерландов. В районе имеются большие запасы золота, угля, агата, торфа, разведаны ресурсы облицовочного камня.

Неожиданно, правда? Золото, агат…

Однако, когда речь заходит о Партизанске, то первое, что приходит в голову – уголь. «Чёрное золото», как до эпохи нефти называли его в советских передовицах. И если уж зашёл разговор об угольных шахтах, то причины стагнации города единодушно связываются с их повсеместным закрытием. В 80-е годы шахты Партизанска испытывали проблему текучести кадров, многие шахтёры проживали в бараках и стояли в очереди на получение жилья. Во время перестройки предприятия столкнулись с дефицитом материально-технического снабжения, устаревало оборудование, отмечалось падение производства. В 1994 году управление «Приморскуголь» признало шахты Партизанска бесперспективными, за исключением стабильно работающей шахты «Центральная». В 2004 году из-за долгов и трудностей в сбыте угля была закрыта и она. Более чем столетняя история градообразующей отрасли Партизанска закончилась.

Ликвидация угольной отрасли, естественно, повлекла негативные социально-экономические последствия, оставив тысячи горожан без работы и средств к существованию. Вслед за шахтами были ликвидированы предприятия лёгкой промышленности, приборостроения, сельского хозяйства.
Низкие зарплаты и отсутствие жизненных перспектив послужили причиной начавшегося оттока населения. За 15 лет население Партизанска уменьшилось на четверть. При этом количество пенсионеров в городском округе сейчас составляет примерно 35,7 %.

За помощью в анализе и осмыслении ситуации журнал «Технология дела» обратился к помощнику уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае по Партизанскому району Александру ПОЖИДАЕВУ.

– Сегодня по прошествии времени мы задаём себе вопрос, возможно ли возродить былой интерес населения к региону, вернуть специалистов? Ведь мы гордимся огромными территориями нашего государства, которые принадлежат нам и которые были завоёваны предками с таким великим трудом. Мы не хотим их запустения и желаем развития. Какие заслуги будут вспоминать наши потомки, хотим ли мы остаться белым пятном в истории Отечества, «умудрившимся» проесть былое величие предшественников, и что может послужить базой для такого развития?

– Так сложилось, что свой первый предпринимательский опыт я получил в 1990 году именно в Партизанске. В то время город казался перспективным для бизнеса. Мы создали предприятие по переработке отходов горно-шахтных пород в строительные материалы.

Параллельно рассматривали вопрос добычи гранита в районе села Хмельницкого (Сицинское месторождение), его переработки в брусчатку, бордюрный камень, рваный камень (скала) для отделки зданий и другие изделия. Получили разрешение на его добычу. Реальным казался проект строительства кирпичного завода, ведь глина Казанского месторождения идеально подходит для выпуска лицевого кирпича. Предпринимательское движение в Партизанске в то время получило активное развитие.

Перемены которые произошли в стране всё поменяли. Можно искать и даже найти виноватых, но сегодня мы имеем то, что имеем. Думаю, что государство понимает свою ответственность за ситуацию в малых городах, поэтому создаёт различные программы для их поддержки. Являясь участником некоммерческих организаций по развитию и поддержке предпринимательства, обращу ваше внимание, что деньги под программы действительно выделяются. Реализация этих программ силами предпринимателей Партизанска может существенно поддержать строительную отрасль города. И всё же развитие города, даже при наличии затопленных шахт, связываю с добычей и переработкой угля – углехимией. В качестве примера: из угля можно получать синтез-газ, а из газа – жидкое синтетическое топливо (бензин, дизельное топливо и др.), полиэтилен, полипропилен. Для этого производства нет ограничений по качеству угля, а такого угля в Партизанском угольном бассейне (г. Партизанск, Партизанский район) достаточно и его уже сегодня можно добывать открытым способом. Оборудование для переработки можно выпускать на заводе «Ураган» и других предприятиях Партизанска. Добыча угля, его переработка и машиностроение – занятия для шахтерского города.

Если уж разговор зашёл о территориях, поговорим о Партизанском районе. Партизанский район называют золотой долиной, потому что здесь из всего Приморья прекрасный мягкий климат, щедрые поля и пасеки. «Почва Сучанской долины, за исключением болот, при устье реки чрезвычайно плодородна и состоит из чернозёма в смеси с суглинком. Такой слой достигает средним числом до 3 фунтов (до 1 метра), а в некоторых местах вдвое больше и лежит на подпочве, состоящей из глины и песка», – писал один из первых исследователей Приморского края Николай Михайлович Пржевальский.

– С чего начать? Каковы основные слагаемые успеха? У Партизанского района есть ликвидный актив – земельные ресурсы. Как превратить их, например, в кредит?

– Партизанский район в границах своей юрисдикции действительно имеет землю, недра и трудовые ресурсы. Однако менталитет сельско-хозяйственной территории в полной мере не позволяет распоряжаться своими активами, поэтому район не имеет развитой инфраструктуры и индустриального развития. Рассматривая перспективу освоения федеральных проектов на территории Партизанского района, считаю возможным провести индустриализацию района параллельно с развитием этих проектов. В первую очередь инициаторов проектов интересует земля, инфраструктура и трудовые ресурсы. За последние годы район потерял часть территории путём передачи в юрисдикцию других муниципальных образований под осуществляемые проекты в лучшем случае на условиях аренды или получая налоги. Земля, которая осталась в районе, в большей своей части по установленным видам использования недоступна для индустриального развития территории, так как закреплена за федеральными структурами (военные, лесной фонд и др.).

Необходимо изменить ситуацию по данному вопросу. Виды использования земельных участков пересмотреть с учётом социально-экономического развития территории района, а если передавать под проекты, то только на условиях долевого участия муниципалитета в реализации этих проектов с дальнейшим участием в распределении доходов. Землю и недра необходимо закрепить за муниципалитетом таким образом, чтобы можно было их использовать в качестве залогового капитала, тогда территория в лице муниципалитета, наделённого залоговым капиталом, землей, недрами, инфраструктурой и трудовыми ресурсами может выступать не только реальным партнёром, но даже и инициатором проектов, составляющих программу социально-экономического развития территории. Вступившие в силу федеральные законы «О свободном порте Владивосток» и «О ТОСЭР» способствуют муниципальной власти, бизнесу и населению участвовать в реализации всех преобразований на территории и получении благ от этих преобразований.

– Одна из наиболее острых проблем – это трудности с получением заёмных средств, необходимых для развития фермерских хозяйств. Как утверждают фермеры, существует острая нехватка финансовых средств на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, семян, материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, а также на приобретение самих животных, сельскохозяйственного оборудования, машин, модернизацию и строительство животноводческих помещений… Так как Приморье – зона рискованного земледелия, банки неохотно предоставляют кредиты фермерским хозяйствам. Устанавливают высокие процентные ставки и короткие сроки возврата (от весны до осени), что делает практически невозможным получение фермером заёмных финансовых средств.

– Любые задачи успешно решаются при наличии финансового обеспечения и доброй воли участников процесса. Социально-экономическое развитие территории определяется благосостоянием всех без исключения лиц как физических, так и юридических. Все действующие законы создаются для повышения благосостояния населения, финансовой стабильности предприятий и благополучия территории в целом. Поэтому любые проекты, реализуемые на территории района, должны учитывать интересы каждого жителя, общественной организации, учреждения и предприятия как коммерческого, так и некоммерческого. Действия по реализации проектов должны быть прозрачны и понятны для всех участников социально-экономического развития района, а не только инвесторам и исполнителям проекта. Муниципалитет должен осуществлять контроль за исполнением проектов, в соответствии с принятыми районой Думой обязательными к исполнению постановлениями.

– У приморских фермеров также постоянно возникают трудности с рабочей силой. Недостаток трудовых ресурсов можно объяснить тем, что сельская местность Приморского края как место для реализации своего трудового потенциала непривлекательна для трудоспособного населения, поэтому происходит миграционный отток населения в города, а то и за пределы Приморья, вследствие чего и возникает дефицит работников.

– Для любой территории, исходя из её географического месторасположения, потенциальных возможностей, необходимо разработать собственный всенародный проект (и не один), способный показать привлекательность места, поднять активность предпринимателей и населения, быть саморазвивающимся и развивать другие проекты как существующие, так и рождающиеся в связи с реализацией этого проекта. На территории Партизанского района есть все потенциальные возможности для развития: земля, река, природные ресурсы, поэтому ещё со времен СЭЗ «Находка» рассматривались различные проекты как коммерческие, так и некоммерческие. Почти все они располагались на территории Партизанского района. Это аэропорт в Николаевке, этнический парк в районе гор Брат и Сестра, монастырь на горе Брат, завод по строительству маломерных судов в районе реки Партизанской (Сучан), рыбоводство и другие. Ещё в 70-80 г., когда река Партизанская была судоходной, по ней из Партизанска в порты Находки баржами доставляли уголь. Дноуглубительные работы позволят решить проблемы с затоплением территорий района в сильные тайфуны, создать благоприятные условия для существующих, но не реализованных проектов, а так же новых проектов, помочь простым людям, ежегодно страдающим от наводнений, поднять привлекательность территории района для бизнеса, сохранить для потомков реку в её первозданном виде. Проект по сегодняшним меркам глобальный, потому что финансово сложный. Почему нет средств на противопаводковые мероприятия, зато находим их для ликвидации ущерба в связи с наводнениями, почему добыча песка и пескогравия в коммерческих целях возможна, а в целях проекта затруднительна? Предлагаю реке Партизанской (Сучан) с берегами и другими рекреационными и прилегающими территориями предоставить статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Уверен, для данного проекта найдутся деньги как государственные, так и частные. Всем известно, что деньги идут к деньгам, инвестиции направляются туда, где бизнес развивается. Река – это особенность и мощный потенциал Партизанского района и территорий, прилегающих к району. Река – индикатор социально-экономического развития Партизанского района.

– Если уж разговор зашёл о территориях за пределами Находки, то нужно упомянуть ещё посёлок Врангель. На бумаге Врангель – часть Находкинского городского округа. Фактически – совершенно самостоятельный населённый пункт. Промышленное строительство здесь идёт полным ходом, инвестиций полно, тем не менее Врангель отнюдь не город-сад…

– Здесь другие проблемы. Во Врангеле я работаю с 1988 года, а с 2006 года ещё и живу в Козьмино. Врангель – самодостаточная со своим укладом и историей территория. Село Козьмино когда-то даже было административным центром для Находки. Бизнес во Врангеле всегда стабильно развивался, а сегодня промышленное строительство колоссально и охватило всю территорию Врангеля, одновременно ведётся реализация нескольких проектов государственного уровня. Более 18000 человек населения, обособленная территория, свои водозабор, железнодорожная станция и больница. Врангель отвечает всем требованиям и критериям, необходимым для получения статуса города. Даже территориально Врангель отсечён от Находки территорией Партизанского района, связь с административным центром сохраняется только благодаря мосту через Сучан, что категорически запрещено законом о муниципальных образованиях. Печальные события с новолитовским мостом тому подтверждение. С промышленным развитием на территории Врангеля социальных и жилищно-коммунальных проблем в посёлке меньше не становится. Причина одна – нет денег. Бюджет действительно недополучает денег из-за неисполнения подрядных договоров перед нашими предприятиями. Благодаря участию в проекте «ВСТО» только моя организация имеет два непогашенных исполнительных листа на сумму 1 и 3 млн. рублей. А сколько таких невыполненных обязательств по всем предприятиям, если по заключенным только с нами договорам подряда оплата составила менее 40 % от суммы этих договоров? Думаю, каждый вольный и невольный участник глобальных строек Врангеля меня поддержит, что исполнение договорных обязательств должно быть под контролем территории, на которой эти договоры реализуются. Ведь своевременная оплата – это вовремя выплаченная зарплата, налоги и отчисления, активность всех сфер деятельности на территории. Поэтому городской статус необходим для Врангеля и его жителей, он позволит сформировать бюджет социально-экономического развития и обеспечить контроль за его расходованием. Статус города обяжет решать вопросы исполнения обязательств, которые сегодня не решаются лицами избранными и уполномоченными для этих целей. Ссылки на 44 ФЗ считаю необоснованными. Ни один закон не позволяет ущемлять интересы территории, населения и бизнеса. Закон должен стать инструментом для развития, а не являться средством мошенничества и обмана. А пока что мы здесь весьма бедные при всём окружающем нас богатстве.

Искренне уважая мнение эксперта, «ТД» подозревает, идея о финансовой самостоятельности Врангеля и присвоении ему статуса города понимания в определённых кругах не найдет. Однако предложенные варианты имеют право на существование. Если у кого-то есть иное мнение – с удовольствием его опубликуем. А пока вынуждены констатировать очевидное: при всем экономическом потенциале юго-восточной части Приморского края вся экономическая жизнь сконцентрирована на берегах бухты Находка. Однако возможности и потенциал есть, по словам экспертов, у гораздо большей части территории региона.

И даже финансовый вопрос, на который любят ссылаться пессимисты, как оказалось, решаем. С помощью федерального центра и собственными силами. Осталось главное: взять на себя ответственность за принятие решений.

Беседовал Иннокентий Гай

Пожалуйста оцените статью:

Голосов: 0 Рейтинг: 0