+7(4236) 69-22-60 | project@poligrafiyaunas.ru



Как открыть франшизу в Находке?

Технология Дела Часто от друзей и знакомых мы слышим: «Вот был бы у меня миллион (два, пять, десять), я бы тогда…». А что «тогда»? Тех, кто знает, как грамотно распорядиться крупной суммой, по статистике меньше десяти процентов! Как раз столько людей в России успешно занимается собственным бизнесом.

Вложить в акции? В золото? В драгоценные камни? Или купить квартиру и жить на ренту? Деньги должны работать. Не нами подмечено, не нам и опровергать. Если следовать этому правилу, то надо вкладывать в бизнес. Лучше в такой, работоспособность и прибыльность которого проверена другими. Мы говорим о франшизе.

Франчайзинг, франшиза – коммерческая концессия – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения и предоставляет возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Франшиза уже вокруг нас. Например, большинство магазинов одежды (Sela, Concept Club, Tom Tailor, «Твоё»), обуви и аксессуаров («Обувь.ком», Kari и т. д.) фаст-фуд (Hesburger) и многие другие в Находке работают на условиях франшизы.

Рассказать о том, с чем сталкиваются желающие открыть франшизу и как попытаться избежать негативных последствий, нам согласились владельцы (франчайзи) нескольких монобрендовых магазинов города, попросив при этом не упоминать их имена.

– Вопрос первый, он же главный: с чего начать?

– Давайте сперва определимся, что вы хотите открыть?

– Например, рестораны быстрого питания McDonald’s или KFC…

– Существует ряд обязательных требований по работе с крупными федеральными сетями. Если вы придёте и скажете, что хотите в Находке открыть KFC, у вас просто не получится. Не только вы выбираете франшизу, но и франшиза выбирает вас.

KFC – серьёзная компания, которой нужен серьёзный партнер. И ей неинтересно открывать один ресторан в одном городе. Тем более, что флагманы вообще не открываются как бизнес. Флагманы в подавляющем большинстве – убыточны.

– Как так?

– Вот так. Флагманы – это лицо. Они заявляют, что в этом регионе, в этом городе есть KFC. А доход идет с мелких предприятий с низкой арендной платой и высокой маржой (разница между ценой на товар и его себестоимостью). Происходит это так: во Владивостоке, например, в центре города открывается KFC на арендной ставке 4500 рублей за квадратный метр. Понятно, что при всём желании расходы вы не отобьёте. А открывая второй ресторан, поменьше, например, в районе улицы Русской с арендой в 1500 рублей за квадратный метр, зарабатывать вы будете именно на нём. По тому же принципу, например, существует торговый комплекс «Охотный ряд» в Москве – это чисто имиджевый проект. Европейские компании открывают там флагманские магазины только для того, чтобы показать, что они есть в России. Скорее всего, они убыточны. Максимум – где-то возле отметки «ноль».

В нашем регионе нужно полностью создавать логистический центр. Заморачиваться с этим стоит, когда в регионе не менее пяти ресторанов.
Затраты на открытие одного ресторана – это порядка одного миллиона долларов. Тут сразу отсекается 9 из 10 претендентов, которые вообще когда-либо задумывались об открытий такого бизнеса.

Следующий этап – жесткий отбор региона и города. В городе – торговой площади. Кстати, если уж мы об этом заговорили, у нас просто нет таких площадей для ресторана или магазина такого уровня. Это должен быть торговый центр класса «А», или первая линия домов, обязательно наличие метро рядом, центра города, большого пешеходного трафика, оборудованных парковок и т. п. Если мы говорим о Находке, у нас вообще нет чётко выраженного центра города и серьёзного пешеходного трафика.

– Давайте лучше поговорим о месте попроще.

– Давайте. О каких первоначальных вложениях идет речь? Учтите, например, одёжная франшиза начинается от трех миллионов рублей. Немного дешевле – услуги. За миллион вы можете купить франшизу парикмахерской. Непонятно, правда, зачем это вам. Вести парикмахерский бизнес можно и под собственным брендом или даже именем.

– А на что пойдут мои деньги?

– Прежде всего на торговое оборудование и товарный запас. Есть несколько «обратных» франшиз, когда вам выплачивают комиссию за проданные вещи, но это исключение.

– А какие требования к помещению?

– А тут начинается самое интересное: в Находке всего два-три торговых центра, если считать новый «Находка Мега», которые удовлетворяют условиям серьёзных франчайзеров. Это «Сити Центр» и ГУМ. И обратите внимание, ни в одном нет свободных мест. Даже несмотря на сложную экономическую ситуацию. В Находке, как и во Владивостоке, недостаток хороших торговых площадей.

– Так, у меня есть деньги и уже арендована площадь 100 кв. м. в «Сити Центре». Я иду в Интернет и выбираю…

– Франшиз много. Есть местные, есть федеральные, есть европейские, есть хорошие и плохие. Но нужно помнить о том, что 90% предлагаемых в России франшиз – это мошенники. Либо люди, которые продают, условно говоря, воздух. По-сути, что такое франшиза? Когда человек покупает франшизу, он покупает, во-первых, узнаваемый бренд, во-вторых, товар, сервис, оборудование и технологию работы: все бизнес-процессы, которые создавались не за один день и даже не за год. Франчайзи не должен задумываться, где брать товар, где его продавать, по каким ценам, в каком количестве, какая должна быть товарная матрица, какие используются рекламные инструменты и так далее. Всё это должен предоставлять франчайзер.

А что мы имеем в большинстве случаев? Человек из какого-нибудь города N придумал оригинальную, как ему кажется, бизнес-идею. И посредством Интернета начинает её активно предлагать и продавать. Да, стоимость такого дела может быть 400-500 тысяч рублей, но это не франшиза. Это просто идея. Которая может работать, а может и не работать.

У серьезных франчайзеров есть целые отделы маркетинга, закупа, логистики. Если мы говорим об одежде, то есть свои модельеры, художники, те, кто производит конечный продукт. Бывают даже целые исследовательские отделы и отделы по работе с общественным мнением. Вот за это и платит франчайзи.

Один предприниматель, даже будь он семи пядей во лбу не может заниматься всем одновременно. Ему нужен штат. А это увеличение затрат. Франшиза позволяет обойтись без этого.

– Да, раз уж заговорили о расходах, то за сколько в среднем должна окупаться франшиза?

– Смотря какой формат. Мелкие проекты до 100 кв. м – 2-2,5 года. А если мы возьмём, например, крупные рестораны, то это 7-10 лет. Такого понятия как «должна» нет. Например, тот же KFC – если это фуд-корт в 100 кв. м, то окупиться может за год. Если флагман – срок может составлять и 10 лет.

Если говорить о нас, то изначально окупаемость закладывалась в пределах 2,5-3 лет. В связи с последними событиями на валютных рынках мы пересмотрели стратегию. Теперь это уже семь лет. Кстати, это нужно иметь ввиду всем желающим стать франчайзи – будьте готовы гибко реагировать на изменения рынка.

– А как отличить франшизу от мошенничества?

– А никак. Понимаете, это должно делаться на уровне государства. А у нас в стране до сих пор нет даже договора о концессии. Это договор, который на государственном уровне регулирует отношения между франчайзером и франчайзи. И получается, что у нас предприниматель не защищён. Вот вам пример: был хороший бренд одежды Orange. Долго присутствовал на рынке, во Владивостоке тоже. И вдруг ни с того ни с сего закрылся. Просто в определенный момент товара не стало. Магазин закрылся, франчайзер получил колоссальные убытки. И ещё пример: жила-была хорошая франшиза. Одним из её учредителей являлся банк. Банк закрыли. Нет банка – нет франшизы. Или часто бывает так, что у владельца франшизы еще несколько бизнесов. И проблемы в одном из них влекут за собой проблемы с франшизой.

– От подобного вообще реально защититься?

– Нужно минимизировать риски. Перед открытием франшизы мы следили за ней около четырёх лет. В Интернете есть специализированные форумы с отзывами о франшизах. И прежде чем что-то открывать, надо их изучить, обязательно связаться с уже действующими магазинами по франшизе. Тут важно понимать, что у бренда бывает ещё и собственная розничная сеть, то есть лучше выходить именно на франчайзи. Вот на основании этих данных и нужно делать какие-то выводы. Нужно ездить, разговаривать, смотреть на опыт других регионов, где работает приглянувшаяся франшиза.

В этом плане европейские франшизы гораздо надёжнее, но тут всё зависит от того, кто представляет этот бренд в России. Европейский бренд может продать эту франшизу какой-то российской группе компаний. И уже от того, как будет действовать эта группа, зависит успешность франшизы в России. Есть бренды, которые самостоятельно заходят в Россию. Например, чисто европейская франшиза MEXX. А есть группа компаний «Внешторг», которая открыла в России пять или шесть польских франшиз, и ещё больше закрыла. Откровенно говоря «кинула»: работа началась, магазины открылись, потом в момент не стало товара – не стало магазина.

Или ещё пример. Есть две крупные компании по производству спортивной одежды – Columbia и Timberland. Columbia в России представляет группа компаний «Спортмастер», а Timberland – LVb. Скажите, о какой компании вы слышали больше? Очевидно, что люди лучше знают «Спортмастер» и Columbia. Это к вопросу о том, как бренд представлен на рынке России. А между прочим, Timberland в тех же Соединенных Штатах едва ли уступает в популярности Columbia.

– Как-то пессимистично всё получается…

– Дело не во франшизе и не в том, что это невозможно. Любой бизнес – просто инструмент. А у нас слишком много «бизнесменов». Практически каждый человек думает, что он способен заниматься бизнесом. Всю жизнь ходил в море, а сегодня он бизнесмен. Это не так, это торговля, этому нужно учиться. Вот почему мне, например, не приходит в голову стать хирургом?

Это всё отголоски 90-х, когда люди вынуждены были становиться «челноками». Причём многие до сих пор торгуют именно так. Как возили товар из Турции и Китая, так и возят до сих пор, потому что не умеют по-другому. Если нет опыта в торговле, ты ничему не учился и тебя некому научить, то…

– Ну а если опыт всё-таки есть? Человек знает процесс, разбирается в розничных показателях и умеет с ними работать…

– Откуда?

– Предыдущий опыт работы, например.

– Бывший управляющий? Хорошие управляющие уже собственники бизнеса. Поэтому и говорят – «хороших управляющих не бывает».

Человек, разбирающийся в торговле, наполовину готовый франчайзи. Ищите инвесторов. Или сами берите кредит и открывайте своё дело. На сегодняшний день это будет хорошая замена тем «бизнесменам» 90-х.
– Учитывая всё, что вы сказали, реально ли открыть в Находке франшизу, приносящую доход? И что бы вы посоветовали начинающему франчайзи?

– На наш взгляд – вполне реально. Простой совет – отнеситесь к этому серьёзно. Не надо кидаться шапками. Следите за рынком, исследуйте его, читайте, учитесь. Сядьте, подумайте и посчитайте. И если подсчёты и размышления займут у вас даже год, это всё равно лучше, чем вложить собственные или, что ещё хуже, заёмные средства в «пустышку».

Беседовал Иннокентий Гай

Пожалуйста оцените статью:

Голосов: 2 Рейтинг: 4.5